Противником иностранного и русского империализма выступила лишь партия большевиков вместе с рабочим классом, трудовым крестьянством, передовой частью интеллигенции, шедшими за партией Ленина. Только большевики были действительными борцами за национальную независимость нашей Родины. Одна лишь победа социалистической революции могла предотвратить страшную опасность кабалы, возникшую в результате раболепия русской буржуазии перед англо-франко-американским империализмом. Меньшевики и эсеры не только поддерживали экономическую политику Временного правительства, но и сами участвовали в ее проведении. Рост русской революции, с другой стороны, в корне подрывал планы колонизации России империалистами Германии и Антанты.
Экономическое положение России ко времени победы Февральской революции было тяжелым. Царские власти были неспособны успешно организовать военное производство и наладить снабжение рабочих тыла. Привлечение пред- ставителей буржуазных организаций к решению важнейших вопросов не улучшило положения; оно продолжало ухудшаться: капиталисты наживались на военных заказах, занимались спекуляцией и саботировали робкие попытки регулирования производства и потребления со стороны многочисленных, но неработоспособных «совещаний». В стране ощущалась острая нехватка топлива и металла, резко сократилась выпечка хлеба, значительно уменьшилась товарность сельского хозяйства; около половины мужчин в деревне были мобилизованы в армию, многочисленные реквизиции привели к серьезному сокращению средств производства, некоторые важные сельскохозяйственные районы к тому же попали в зону военных действий.
Наиболее острые формы приняла разруха на транспорте. Уже в первой половине 1916 г. количество неперевезенных грузов исчислялось в 127тыс. вагонов. Из-за плохой работы железных дорог около миллиарда пудов имевшихся в стране хлебных запасов не могло быть переброшено в потребляющие районы, в которых рабочие жили впроголодь. Паровозно-вагонный парк требовал капитального обновления. Летом 1917 г. на железных дорогах России было 6 тыс. паровозов со средним сроком эксплуатации в 23 года и 5 тыс.— в 30 и более летГ.